Омский Центр Оригами
- История создания центра
- Олимпиады, конференции, фестивали
-
Выставки и конкурсы
- Методическая работа
- Искусство древнее и молодое
- Рекорды оригами
- Бумажный кукольный театр
История создания центра
Все началось с кружка «Оригами», который в 1993 году организовала учитель математики Светлана Николаевна Белим. Первые фигурки, первые маленькие оригамисты, первые выставки… Успех превзошел все ожидания! Интерес учащихся, а затем и коллег к работе кружка нарастал, как снежный ком. Молва о замечательном интересном педагоге и ее успехах распространилась по городу Омску и далеко за его пределами.
Статуса кружковой работы в этих условиях оказалось недостаточно. И в ноябре 1994 года на базе МОУ «Гимназия № 139» под руководством заведующего кафедрой «Методики преподавания математики» Омского государственного университета Вадима Николаевича Сергеева и при поддержке со стороны управления образования Омской области был создан Омский центр оригами.
Центр оригами состоял из инициативной группы единомышленников:
- Черноротая Алла Борисовна – председатель центра, директор МОУ «Гимназия №139»;
- Белим Светлана Николаевна – методический руководитель центра, учитель математики МОУ «Гимназия №139»;
- Круглова Ирина Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания математики ОмГУ;
- Шейкман Алла Григорьевна – заместитель директора МОУ «Гимназия № 139», учитель математики;
- Кузьминова Татьяна Владимировна – учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 139»;
- Немытченко Наталья Юрьевна – учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 139»;
- Щербакова Яна Николаевна – учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 139»;
- Блохина Светлана Алексеевна – учитель технологии МОУ «Гимназия № 139»;
- Прохорова Елена Владимировна – учитель информатики МОУ «Гимназия № 139».
В разные годы большой вклад в становление центра внесли: Абросимова Марина Георгиевна, Мосеева Ольга Николаевна, Ковалева Ирина Гариевна.
Олимпиады, конференции, фестивали
В период с 1995 по 2010 годы под руководством Светланы Николаевны Белим было проведено XI очных олимпиад по оригами муниципального уровня. В них принимали участие учащихся 1 — 11-х классов из многих школ города Омска. В 2000 году в олимпиаде впервые приняли участие слабовидящие ребята из Новосибирска, в 2003 году — учащиеся из города Уренгоя.
Для ребят, которые не могли участвовать в очных олимпиадах, с 1996 года было проведено 13 заочных Сибирских олимпиад. В них ежегодно принимают участие более 300 участников из 40 городов и поселков России, Украины, Казахстана.
Одна из самых ярких и значимых страниц Омского центра оригами – проведение Сибирских конференций «Оригами в учебном процессе» (1997-2008). Их основная задача состояла в обмене опытом преподавания оригами в детских садах, школах, домах технического творчества и высших учебных заведениях, а также в освоении методик преподавания, знакомстве с новыми областями творчества.
Работа секций была представлена по следующим направлениям:
- Оригами и развитие ребенка.
- Оригами в начальной школе.
- Оригами для детей среднего и старшего возраста.
- Оригами и геометрия.
Традицией Сибирских конференций «Оригами в учебном процессе» является представление результатов сотрудничества учеников и учителей. Мастер-классы, творческие лаборатории, на которых опытные учителя и их ученики представляли свои изобретения и исследования в области оригами. Материалы конференций были изданы в специальных сборниках.
Центром проводятся дистанционные обучающие олимпиады по математике «Оригами и геометрия». В дистанционных олимпиадах принимали участие команды из Омска, Абакана, Ангарска, Волгодонска, Екатеринбурга, Иркутска, Миасса, Москвы, Перми, Полтавы (Украина), Смоленска, п. Таксимо, Усть-Илимска, Южно-Сахалинска. Если в первой олимпиаде в 2004 году приняло участие 12 команд, то в 2008 году количество команд возросло до 90.
В марте 2009 года на базе МОУ «Гимназия № 139» состоялся I Сибирский фестиваль «Волшебный мир оригами России». В ходе Фестиваля были проведены разнообразные мероприятия
- ярмарка идей, творческая лаборатория учащихся;
- мастер-классы, практические занятия по темам: изобразительное искусство для учителей начальной школы, воспитателей детского сада, педагогов дополнительного образования, новинки в области оригами по различным темам и разного уровня сложности, математика, технология;
- тематические выставки: зоопарк, флора, мир многогранников, парк юрского периода, подводный мир, орнаменты, узоры, мозаика.
Прошли творческие состязания среди кукольных театров Оригами, театров мод Оригами, моделей Мini-Мax из самого большого и самого маленького квадратов.
В творческой лаборатории учащихся блеснули своей эрудицией ученики начальной школы Егор Белим (теорема Хага) и Олег Щербаков с темой «Многогранники».
Праздничную атмосферу Фестиваля оживила выставка «Калейдоскоп оригами», в которой приняло участие более трёхсот очных и заочных, юных и взрослых участников из разных городов и посёлков России.
А какие замечательные творческие выступления детских коллективов на торжественном открытии и закрытии Фестиваля были представлены зрителям! Постановки сказок «Репка» (лицей № 74, руководитель Бесман С.Н.) и «Муха-цокотуха» в исполнении учеников 3 класса МОУ «Гимназия № 139» (куклы-марионетки, изготовленные самими актерами, руководитель Немытченко Н.Ю.), оригинальные коллекции театра мод «Полонез», «Фантазия» и «Русский сувенир» (руководитель Белим С.Н.) получили высокую оценку присутствовавших в зале зрителей, участников и гостей Фестиваля.
Выставки и конкурсы
Работы центра были представлены на многочисленных выставках «Волшебный мир оригами»: в Либеров-центре (1996), в Омском государственном историко-краеведческом музее (1997, 2003), в Музее искусства Сибири (2000).
Выездные выставки и семинары проходили в г. Тара (1998, 2001), р.п. Марьяновка (2000), в р.п. Русская Поляна (2001).
Сотрудники центра оригами и их питомцы неоднократно принимали участие в международном проекте «Дерево Мира». Международные фестивали «Дерево Мира» проходили:
- «Оригами = Искусство + Образование» (2000, 2001, 2002) – Новороссийск, Россия;
- «Рай для детей» (2004) – Сеул, Южная Корея;
- «Оригами для души, красоты и Мира» (2004) - Южная Калифорния, США;
- «Все что Вам нужно для мира – это листок бумаги!»(2005) - Мюнстер, Германия;
- «Памяти Акиры Йосидзавы» (2005) – Токио, Япония;
- «Оригами-дерево мира» (2006) – Першотравинск, Украина;
- «Пусть птицы поют, пусть цветы расцветают» (2007) – Котовицы, Польша;
- «Сплоченно и согласованно складывающие руки строят лучший мир» (2007) – Рио де Жанейро, Бразилия;
- «Пожелания оригами со всего Света в Иерусалим» (2008) - Иерусалим, Израиль;
- «Давай сделаем бумагу частью нашей жизни» (2008) – Румыния;
- «Оригами-дерево мира» (2009) – Розарио, Аргентина.
Учащиеся С.Н. Белим на протяжении 10 лет (с 1997 по 2007) становились лауреатами конференций научного общества учащихся «Поиск», а ученица Анна Немытченко, получившая дипломом I степени, отмечена стипендией губернатора Омской области (2007).
Методическая работа
Методистами Омского центра оригами разработана методика применения оригами на уроках геометрии с 7 по11 класс. Изданы методические пособия по данной теме:
- С.Н. Белим. Геометрия листа бумаги;
- С.Н. Белим. Путушествие в страну Оригамию;
- С.Н. Белим, С.В. Белим. Задачи по геометрии, решаемые методами складывания (оригами);
- С.Н. Белим, М.Г. Абросимова. Программа курса оригами для общеобразовательных школ;
- С.Н. Белим, С.В. Белим. Правильные многоугольники;
- С.Н. Белим, С.В. Белим. Конструктор многогранников;
- С.Н. Белим. Методический комплекс элективного курса оригами и геометрия;
- С.Н. Белим, И.В. Николайчук, Г.Н. Янковская, Н.Ю. Немытченко, С.А. Блохина. Оригами в учебном процессе. Методическое пособие.
Искусство древнее и молодое
Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Появились новые направления оригами и области его применения. Так математики открыли множество возможностей для решения геометрических задач, ведь пространственная трансформация плоского листа позволяет школьникам легко, играя, осваивать сложные математические понятия, решать задачи по геометрии.
Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен.
Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Оригами не ограниченно в своих возможностях. Лист бумаги может изобразить все, что только может возникнуть в вашем воображении. Изящную открытку, подарочную упаковку, маску, цветочную композицию, сложную архитектурную конструкцию, миниатюрного жучка, семиметровую змею – все это можно выполнить из листа бумаги, используя технологию оригами.
Единственный рабочий материал в оригами – это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.
Рекорды оригами
На каком только поприще люди не фиксируют свои рекорды! Не является исключением и оригами. Здесь зафиксировано очень много самых разных достижений, некоторые из которых даже удостоились Книги Рекордов Гинесса. Вот самые интересные из них.
Гигантский журавль (журавликом его назвать язык не поворачивается). Рекорд по созданию самого крупного бумажного журавля был зафиксирован 30 октября 1995 года в городе Маебаши японской префектуры Гунма. На его создание потребовался квадрат из бумаги со сторонами в 33 метра!
Еще один мега-журавль. В 1995 году в Вашингтоне был использован самый большой бумажный квадрат (из цельного листа, без склеек). Преподаватель японского языка Джим Мокфорд со своими студентами сложили из этой мечты оригамиста еще одного гигантского журавля.
Трёхметровая панда. Среди бумажных животных пока что уверенно лидирует трёхметровая фигура панды. Для ее создания потребовался квадрат 8х9 метров. Авторы рекорда – 25 французских студентов. Произошло это событие в городке Фонен-Сент-Мартин в декабре 1993 года.
Самый компактный журавлик. Еще один прославившийся японский журавлик был сложен доктором Ватанабе из университета Нагата. Его крошечный размер потрясает: в ход пошел квадрат со стороной всего 1 миллиметр! При работе использовались иглы и микроскоп.
Крошечная парахита (блоха). Испанский часовых дел мастер Льюис Вальденеу вошел в историю как автор самой маленькой бумажной парахиты, длина которой не превышала треть миллиметра! Эту кроху рассматривали при помощи бинокулярной лупы в отделении санитарной микробиологии университета Барселоны. Был даже сделан фотоснимок, на котором рядом запечетлены бумажная парахита и настоящая блоха длиной немногим более 2 миллиметров.
Бумажная лодочка для блохи. Это рекордное оригами отлично бы подошло в качестве транспорта для вышеописанной парахиты. Крошечная лодочка сложена из квадрата бумаги 1,5х1,5 миллиметра. Длина готового изделия составила всего 1,19 миллиметра!
Бумажный микро-самолетик. Этот самолет способен потягаться с вышеописанной лодочкой по миниатюрности. Он был создан в 1985 году в Швейцарии. Его габариты – 9х7 миллиметров!
Рой бабочек. Есть и количественные рекорды, масштабность которых поражает. В декабре 1994 года Эвелин Джерард из Канады сложила три тысячи бумажных бабочек. В качестве материала применялась обычная макулатура.
Стая журавлей. 15 декабря 1995 года исполнилось ровно полвека после атомной бомбардировки Хиросимы. В этот день японскими оригамистами было сложено 200 тысяч журавлей. На каждую фигурку было нанесено имя автора и пожелание мира.
Бумажный кукольный театр
Наш «Бумажный кукольный театр» начал своё существование в 2005 году. На занятиях кружка «Оригами» ребята учились делать различные фигурки животных и сказочных героев. И, конечно же, им сразу хотелось с ними поиграть. Так возникла идея создать свой кукольный театр из бумаги. Сначала это были плоские куклы, а первые наши зрители-это родители и одноклассники. Первые спектакли: «Заюшкина избушка», «Сказка о глупом мышонке», «Весёлый светофор» прошли с успехом, а спектакль «Где обедал воробей?» по известному стихотворению С.Маршака занял 1-е место в конкурсе кукольных театров на Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе» в 2008 году.
Теперь наши куклы объёмные, придумали и изготовили их сами ребята, они же управляют куклами-марионетками и озвучивают их. Наши новые спектакли стали победителями в конкурсе кукольных театров оригами на Фестивале «Волшебный мир оригами России» в 2009 и 2011 годах. Сценарии спектаклей созданы по мотивам сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха» и С. Маршака «Теремок». Любимые с раннего детства сказочные герои, воплощённые в бумаге, снова радуют нас, оживая в умелых детских руках.
Руководитель «Бумажного кукольного театра» Немытченко Наталья Юрьевна — учитель начальных классов МОУ «Гимназия 139», руководитель кружка «Оригами» МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «Эврика».
Её воспитанники являлись неоднократно победителями и призёрами Сибирских заочных и городских олимпиад по оригами, участниками Сибирских научно-gрактических конференций «Оригами в учебном процессе», призёрами конкурсов кукольных театров, конкурсов театров мод на Сибирском Фестивале «Волшебный мир оригами России», дипломантами международного Фестиваля Оригами «Дерево мира» в Корее, Румынии, России.